О публикации статистических данных

Автомобильная ассоциация «БАА» на регулярной основе с использованием специальных программных средств ведет сбор и проводит анализ статистической информации по реализации новых автомобилей на рынке Республики Беларусь. В августе 2022 года Правлением БАА принято решение о сокращении объема публикуемых данных о продажах новых автомобилей членами ассоциации.

В настоящее время аналитическая информация о динамике автомобильного рынка публикуется ежемесячно на данном сайте в виде комментария члена Правления БАА с приведением основных фактических данных по продажам новых легковых и легких коммерческих автомобилей, топ-3 ведущих бренда в истекшем месяце.

Раскрытие информации о продажах предшествующего месяца на сайте Ассоциации осуществляется не позднее окончания третьего рабочего дня текущего месяца.

Для заключения договоров на приобретение официальной статистической и аналитической информации по автомобильному рынку Республики Беларусь обращайтесь в дочернее предприятие БАА – УП «БАА-Консалт» (e-mail: ).

Предоставление статистической информации государственным органам Республики Беларусь осуществляется по запросам на безвозмездной основе.

2023

Январь

ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В БЕЛАРУСИ В ДЕКАБРЕ 2022

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в Беларуси в декабре составили 1 683 единицы, что на 62% меньше прошлого года, когда было продано 4 372 автомобиля. По итогам 12 месяцев 2022 года дилерами БАА было продано 17 234 автомобиля, из них легковых — 14 843.

Важно отметить, что по отношению к ноябрю нынешнего года белорусский авторынок показал рост на 82%. Лидерство на рынке удерживает отечественная марка Geely – в прошлом месяце было продано рекордные для этого года 1 158 автомобилей данной марки. По итогам года тройка лидеров на белорусском рынке выглядит следующим образом: Geely - 4 355, Lada - 3 782, Kia - 1 462.

Все последние годы большая часть белорусского авторынка формировалась за счёт автомобилей российского производства.

В 2022 году, учитывая уход ведущих мировых брендов с российского рынка и заморозку производства популярных моделей, собираемых в России, белорусские дилеры решали вопрос с формированием новой модельной линейки и перенаправлением поставок. Этот процесс будет продолжаться и в 2023 г., и результаты каждой из марок, представленных в Беларуси, будут во многом зависеть от того, как быстро и безболезненно смогут представители белорусского автобизнеса организовать поставку таких моделей.

Андрей Ткачев

Управляющий ООО «АВТОПРОМСЕРВИС»

Член правления БАА

2022

Декабрь

ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В БЕЛАРУСИ В НОЯБРЕ 2022

Белорусский производитель легковых автомобилей Geely второй месяц подряд продолжил наращивание продаж и достиг рекордной за весь год отметки в 626 автомобилей. Продажи остальных брендов стремятся к «нулю». Даже по сравнению с прошлым месяцем продажи сократились на 40%. В сравнение же с ноябрем 2021 года объём продаж ввозимых в страну легковых автомобилей упал в 20 раз. По итогам 11 месяцев 2022 г. на рынке лидером остается марка LADA – с результатом 3 698 автомобилей. Однако Geely практически догнал её — 3 197 проданных автомобилей.

В ноябре по сравнению с октябрём продажи новых легковых автомобилей в Беларуси немного увеличились, но только благодаря резкому скачку продаж одного брэнда – Geely. Совокупный же объём продаж всех остальных брэндов значительно снизился по сравнению с предыдущим месяцем. Наблюдается постепенное, но значительное сокращение предложения автомобилей более бюджетного сегмента по сравнению с началом года, что и является одним из ключевых фактором снижения объёмов продаж по рынку. С учётом большого роста цен на новые автомобили по сравнению с 2021 годом для стимулирования покупательской активности необходимо привлекательное кредитное / лизинговое предложение.

Александр Стельмах

Генеральный директор ОАО «МИНСК-ЛАДА»

2022

Ноябрь

ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В БЕЛАРУСИ В ОКТЯБРЕ 2022

Автомобильный рынок легковых автомобилей в октябре 2022 года показал незначительный прирост по сравнению с сентябрём.

Продажи составили 452 легковых автомобиля, что на 86% меньше по сравнению с октябрём 2021 года. Рост стал возможен за счёт наращивания объёмов продаж маркой Geely. При этом общая доля китайских марок в октябре увеличилась до 62%.

Объёмы продаж остальных брендов резко сокращаются. Те бренды, которые ещё производят продажи, сократили свои объёмы в среднем на 95% по сравнению с предыдущим годом.

По итогам 10 месяцев 2022 г. на рынке лидером остается марка LADA – с результатом 3 631 автомобилей.

На белорусском и российском рынке продаж новых автомобилей в октябре продолжалось увеличением доли продаж китайских марок.

Цены на автомобили с мая не повышались, по некоторым маркам уменьшились.

В октябре в сравнение с сентябрём объёмы продаж несколько выросли.

Необходимо увеличивать предложения по продажам новых автомобилей, только это улучшит финансовое состояние организаций отрасли.

Геннадий Свидерский

Генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ»

2022

Октябрь

ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В БЕЛАРУСИ В СЕНТЯБРЕ 2022

Официальный автомобильный рынок новых легковых автомобилей в сентябре 2022 года рухнул в 10 раз по сравнению с сентябрем 2021 года, и составил всего лишь 374 автомобиля, что на 90,4% меньше сентября 2021 года.

Если смотреть на прошлый год, когда дефицит автомобилей уже ощущался довольно остро, любая массовая марка в одиночку могла продавать до 400 автомобилей в месяц (тот же Volkswagen, Kia или Geely). А в 2019 году – и до 700.

Нужно понимать, что официальный автомобильный рынок – это поставки автомобилей по официальным каналам от завода – к дилеру. Мы долгое время жили в мире цивилизованных прозрачных поставок, квот от заводов, дилерской сети, закупающей новые машины только напрямую от заводов. В период санкций и постепенного ухода с рынка (или временной «заморозки» деятельности) большинства марок очевидно, что львиная доля нынешних продаж новых (или почти новых, с небольшим пробегом) автомобилей – это те поставки, которые мы называем параллельным импортом, которые закупаются уже по другим каналам и привозятся в Беларусь с усложненной логистикой и другим ценообразованием. Количество таких поставок может в разы превышать официальные. И реальный объем рынка может быть и в два‐три раза выше.

Также очевидно, что на рынке выросло число посредников, которые предлагают привезти автомобиль (и с пробегом, и новый (почти новый)) под заказ. На дорогах я наблюдаю все больше автомобилей китайских брендов или моделей, которые раньше не продавали официальные дилеры (предназначены для других рынков). Это та реальность, в которой мы живем. Также возросло количество электромобилей, которые пока что отсутствуют в каналах официальных поставок в принципе (кроме Geely, стартовавшей продажи Geometry C, но пока не вышедшей на запланированный объем производства).

Если возвращаться к официальным данным, то тенденция последних месяцев не изменилась — с начала лета лидером продаж является марка Geely. В сентябре было реализовано 115 автомобилей этого бренда. По итогам 9 месяцев 2022 г. на рынке лидирует марка LADA – с результатом 3 573 автомобилей.

По нашим прогнозам, продажи на рынке РБ в первом полугодии 2022 года и во втором полугодии 2022 года будут различаться в разы. И структура рынка по маркам зависит не столько от спроса, сколько от наличия и предложения – сложилась уникальная ситуация.

Сергей Самойло

Исполнительный директор автомобильного холдинга Атлант‐М

2022

Сентябрь

ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В БЕЛАРУСИ В АВГУСТЕ 2022

Автомобильный рынок легковых автомобилей в августе 2022 года сократился на 83,9%.

Август 2022 г. ознаменовался падением уровня продаж новых легковых автомобилей на 83,9% или на 2834 штук по сравнению с августом 2021 года, продажи составили 542 автомобиля.

По итогам 8 месяцев 2022 г. на рынке лидирует марка LADA – с результатом 3 490 автомобилей.

В тройке лидеров также находятся бренды Geely и Kia. Всего с начала года в Беларуси продано 11 764 новых легковых автомобилей.

2022

Август

ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В БЕЛАРУСИ В ИЮЛЕ 2022

В июле официальный рынок новых автомобилей Беларуси продолжил падение.

Было продано всего 837 новых автомобилей (694 легковых и 143 легких коммерческих), что почти в 5 раз ниже уровня июля прошлого года. По сравнению с предыдущим месяцем, когда было продано более 1100 легковых автомобилей, рынок упал более чем в полтора раза. Однако результат оказался все же выше, чем в апреле-мае.

Динамика рынка сейчас в первую очередь определяется доступностью автомобилей и скоростью распродажи складов, как в июле, так и в предыдущие месяцы.

Активизация продаж Geely, которая началась в июне, позволила передать клиентам 290 автомобилей (первое место на рынке), но доступные склады сильно сократились. Поэтому лидерами среди моделей по продажам предсказуемо стали Geely Atlas Pro (140 штук) и Geely Coolray (130 штук).

В структуре рынка по классам преобладали модели SUV (суммарно продано 577 кроссоверов), в то время как в ранее наиболее популярном классе B продано всего 70 автомобилей. Основная причина этого - в остановке работы сборочных предприятий в России.

Марина Рудакова

Управляющий группы Фольксваген в Беларуси