Автомобильный рынок входит в зону турбулентности

Автомобильный рынок страны к концу уходящего года утратил свою позитивную динамику. Если дилерские продажи первого квартала в сегменте легковых автомобилей по инерции прошлых двух лет по-прежнему выросли на 50%, то к началу зимы рост сошел на нет.
По итогам года мы все еще увидим 25%-й рост продаж новых легковых автомобилей, при этом динамика последнего квартала в лучшем случае будет нулевая.

Рынок не только замедляется, но и меняется структура продаж. Под давлением 140-го Указа авторынок снова развернулся в сторону преимущественного роста за счет подержанных автомобилей. Если общий импорт легковых автомобилей всеми игроками автомобильного рынка по всем каналам ввоза прирастает в текущем году на 27%, то ввоз физическими лицами из-за пределов Евразийского экономического союза ускорился до 200% к уровню прошлого года.
Photo by Sourav Mishra from Pexels
Автодилеры оказались не готовы к такому развитию событий. Под давлением избыточным стоков цены на новые легковые автомобили ушли вниз. За сохранение доли рынка приходится платить прибылью. Или убытками, это у кого как.

Ожидания на 2020 год скорее пессимистические. Их пока трудно назвать прогнозом, так как нет ясности по условиям функционирования белорусской экономики в объятиях российской дружбы на следующий год. Но кое-какие тренды можно обозначить.

Совокупные продажи новых легковых автомобилей в стране покажут слабую положительную динамику при условии сохранения неограниченной бюджетной поддержки финансовых программ для автомобилей Geely и продолжения автомобилизации страны силами инвалидов и многодетных в соответствии с Указом № 140.

Импорт и продажи новых легковых автомобилей дилерами покажут скорее минус, чем плюс. Базовый прогноз — нулевой рост. Однако такой рост явно не входит в планы автопроизводителей Российской Федерации, имеющих хронически недозагруженные производственные мощности, поэтому избыточное предложение на рынке будет сохраняться. Цены по-прежнему будут под давлением, а маржинальность дилерской деятельности невелика.
Photo by Roman Koval from Pexels
На продажи будет оказывать давление инфляционный рост цен, подстегиваемый увеличением утилизационного сбора в Российской Федерации, а также постепенное ослабление курса белорусской валюты к российскому рублю.

Наш таргет — 60 000 новых легковых автомобилей силами дилеров БАА.

На мой взгляд, «окно возможностей» для покупки нового автомобиля — это приобретение в начале года прошлогоднего авто, ввезенного автодилером по «старым ценам», с учетом ожидаемого сезонного укрепления белорусского рубля в первом квартале.
Сергей Варивода,
Заместитель председателя правления БАА